Подробный отчет, часть 1
Итак, на прошедших выходных состоялся второй относительно массовый велопоход, организованный при помощи нашего сайта. Мы собирались пройти Банищанский лес со всеми его болотами с востока на запад, выйти или к Капыстичам, где, по неподтвержденной информации, имеется паромная переправа, или к Ивановскому, где есть просто асфальт, и оттуда добраться до Рыльска (от Капыстич - сельскими дорогами, или от Ивановского - по трассе). От Рыльска планировалось вернуться во Льгов и сесть в поезд. Для желающих было возможно продолжение маршрута до Курска своим ходом.
В результате некоторых возникших затруднений, фактически пройденный маршрут оказался значительно короче. Но обо всем по порядку.
В поездке участвовали 6 человек - Аква, как главный организатор, Юля, Panzer, Punk, присоединившийся к нам во Льгове Radioaktive, и автор данного отчета.
Так получилось, что фотоаппарата ни у кого не было, поэтому отчет сопровождается только фотографиями, сделанными на мобильник Radioaktive. Зато у Аквы был GPS-приемник Garmin Etrex, в который предварительно были забиты координаты точек маршрута через лес. Правда, к нему не успели зарядить аккумуляторы, поэтому он питался аккумуляторами из наших фар (тоже, в основном, не полностью заряженными), и включали мы его только при необходимости определить местоположение.
Ну а теперь по порядку. Мы встретились на вокзале в 7.45, и в 8.20 погрузились в поезд. Нам не удалось уговорить проводников открыть нам отдельный тамбур (напомню, во Льгов вследствие отсутствия электрификации ходит пригородный поезд под тепловозом с плацкартными вагонами), поэтому пришлось, заняв отдельное купе, поместить три велосипеда со снятыми передними колесами, на верхнюю полку, два других, опять же без передних колес, удалось поставить в открытый рундук под нижней полкой, вилками к окну. В результате весь наш багаж выглядел достаточно компактно и не бросался в глаза.
Во Льгов приехали в 10.18, где нас встретил Radioaktive, приехавший своим ходом из Курчатова.
Высадка из поезда
Тут же около вокзала закупились едой и водой, т.к. в лесу найти источники питьевой воды представлялось проблематичным. Воды взяли 9 литров на 6 человек (как потом оказалось, этого было мало). Перепаковавшись и распихав припасы по баулам, двинулись в путь через Густомой на Банищи и далее в лес.
Добраться до леса быстро нам оказалось не суждено. Первые проблемы начались уже в 5 км от Льгова, когда оказалось, что новый багажник Панка (предназначенный для двухподвесов, но установленный на обычный МТБ), под тяжестью баула проворачивается и начинает цеплять за колесо. Баул, надо сказать, у Панка был весьма тяжелый, и из него даже угрожающе торчала рукоять саперной лопаты. В результате долгих раздумий было решено осуществить обмен багажниками между Панком и Юлей (у Юли там лежали только пенка и легкая палатка). Когда открутили багажники, оказалось, что у Панка в раме нет отверстий под верхнее крепление багажника, поэтому пришлось совершить тройной обмен – ко мне перешел багажник Юли, мой (с креплением на подседельный эксцентрик) – Панку, а двухподвесный Панковский – Юле. Правда, затянуть его до такой степени, чтобы он не проворачивался даже под легкой поклажей, не удалось, поэтому багажник дальше поехал порожним, а пенка и палатка были розданы другим участникам, тем более что у Юли и так за плечами висел внушительный рюкзак.
Потратив на эти пермутации примерно час, мы с еще не потерянным оптимизмом двинулись вперед, и еще через два километра я проколол заднее колесо. Заменили камеру, доехали до поворота на Банищи. Дул южный ветер, и до Банищ удалось разогнаться и идти 35 км/ч. Правда, когда мы доехали до Банищ и пронеслись через всю деревню, оказалось, что куда-то пропал Панк. Его долго не было, пришлось вернуться, и мы обнаружили, что он прокололся еще до въезда в деревню. Запасной камеры у него в поклаже не было, поэтому он не мог ничего сделать и ждал нас, а мобилу выключил и отдал мне еще во Льгове.
Итак, заклеившись еще раз, мы вновь гордо проехали через Банищи. На выезде из деревни вдали показалась стена леса, занимавшая весь видимый горизонт, и мы в первый раз достали GPS. Прибор указал нам направление вдоль опушки леса, которому соответствовал гравийный грейдер с довольно крупными кусками камня. Вскоре оказалось, что вдоль грейдера параллельно идет неплохая укатанная грунтовка, и мы свернули на нее. На этой грунтовке произошло следующее происшествие. На краю большой лужи Аква потерял равновесие, не успел выстегнуться из туклипсов и упал, можно сказать, лицом в грязь – хотя, на самом деле, в грязь он упал всей левой половиной своего тела.
Тем временем мы обнаружили, что грейдер свернул в лес, а грунтовка продолжала идти по его краю. Попадались песчаные участки с молодыми и не очень соснами, в основном же лес был лиственным. Тем временем Аква достал GPS и определил, что намеченную точку входа в лес мы проехали, но было решено не возвращаться назад, а добраться до северо-восточного края леса и продолжить двигаться вдоль берега Сейма и далее к озеру Лезвино, где и выйти на намеченный трек.
Миновали населенный пункт с названием Жилище, состоящий из двух жилищ. За этим населенным пунктом я заметил, что у меня из баула течет йогурт. Открыв верхнее отделение, я увидел живописную картину – розовая лужа, в которой плавают банки с консервами. Оказалось, что сразу два (!) купленных во Льгове йогурта в упаковке типа «стакан с крышкой» не выдержали тряски и открылись. Решив далее не рисковать, мы съели остальные три стакана, находившиеся в заплечном рюкзаке Panzer’a и по этой причине не пострадавшие. Тем временем я вылил из баула йогурт (благо, баул сделан из водостойкой ткани, а в верхнем отделении были только консервы и 5-литровая бутыль с водой). В процессе я сам немного заляпался йогуртом, и мы с Аквой стали дополнять друг друга, образуя гламурно-готичную картину: заляпанный розовой жидкостью Апро и покрытый слоем черной грязи Аква.
В результате всех этих мелких происшествий мы добрались до входа в лес с большим опозданием – только к 15 часам. В самом лесу дорога представляла собой раскисший чернозем с лужами, которые большей частью можно было объехать по уклонам, рискуя потерять равновесие или сцепление с грунтом и повторить подвиг Аквы (правда, по замечанию Панка, в туклипсах это называлось бы подвигом, а без туклипсов – глупостью). Тяжелые баулы на багажниках в таких местах добавляли элемент неожиданности. Некоторые участки приходилось обходить пешком. Panzer на своем фрирайдном двухподвесе, но с неслабым рюкзаком за спиной перепрыгивал некоторые лужи банни-хопом. Зато было понятно – если Panzer спешился, то остальным не стоит и пытаться там проехать.
Мы планировали обойти озеро Лезвино с юга и выйти на намеченный маршрут, но все дороги, уходившие влево, выглядели столь угрожающе грязными, что мы не рисковали на них сворачивать, и в итоге продолжали двигаться по берегу Сейма. Вскоре стало понятно, что нужно будет пройти между озером и Сеймом.
Озеро Лезвино представляет собой бывшее русло Cейма, ответвляющееся влево от его основного течения, делающее петлю в лесу и возвращающееся через несколько километров назад. Соответственно, в двух местах нам предстояло пройти там, где когда-то текла река, а сейчас находится болото. Радовало то, что двигались мы пока еще по хотя и хреновой, но все таки автомобильной колее, значит, для велосипедов дорога должна была быть проходимой.
Дорога по болоту представляла собой сначала заросли крапивы, потом низкорослую траву на кочках и вновь крапиву. Мы прошли первую протоку и видели слева заросшую ряской зеленую поверхность озера. Комары, присутствие которых в таких количествах не ожидалось, заели уже совсем до невозможности. Зато появились гигантские белые грибы, один из которых Radioaktive сфотографировал.
Перед второй протокой ставшая уже едва заметной автомобильная колея свернула влево в образованный озером «карман», а вперед продолжалась уже изрядно заросшая и заваленная упавшими деревьями тропинка, кое-где сохранившая следы колеи. Пробравшись через эти заросли (крапива здесь была еще выше, а кочки злее), мы неожиданно вышли к холму, возвышающемуся над берегом Сейма.
Холм этот явно нетипичен для данной местности. Его вершина находится на самом берегу реки, над обрывом, а другой его склон полого спускается к заболоченному лесу. Это было определенно самое сухое место в округе. Под обрывом был обнаружен песчаный пляж, после чего сразу же началось спонтанное купание и отмывание от грязи. Аква тут же вбил координаты холма в GPS, как идеального места для стоянки. Было высказано предложение произвести «разведку боем» далее по маршруту, а затем вернуться сюда на ночлег. Когда все искупались, уже было почти 18 часов. Учитывая густоту леса, вскоре должно было начать темнеть, и мы решили остановиться на ночлег прямо сейчас, а утром встать с рассветом и продолжить движение.
Расставили палатки, развели костер – с дровами проблем не было. Холм вообще представлял собой очень уединенное место – мы не только не видели, но и не слышали никого за все время стоянки, разве только откуда-то издали одно время доносились звуки буксующего автомобиля. Только вот с сотовой связью было туго. Экспериментально было обнаружено, что в этом месте ловится только МТС, но для отправки SMS необходимо залезть на дерево. Также выяснилось, что из всех имеющихся телефонов лучше всего работал аквин Siemens ME75, с которого удалось даже поговорить по громкой связи, держа телефон вверху на вытянутой руке.
Спать легли часов в 10, успев посмотреть на еще немного светлое, но уже звездное небо с редкими облаками. Panzer и Punk остались у костра на пенках, остальные разошлись по палаткам, установив будильники на 6 утра.
Окуклившийся Panzer
Продолжение следует (но точно не сегодня, ибо работать надо)